ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ И ПРОГРАММЫ

ДЛЯ ОБНОВЛЕНИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ И СОЗДАНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ

Логин:

Пароль:

Прямая связь

Написать

«Школьный дендрологический парк как средство воспитания экологической культуры»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей с.Долгоруково Конвертировать в Word

картинка к новости

1. Название инновации
«Школьный дендрологический парк как средство воспитания экологической культуры»

2. Задачи, решаемые посредством внедрения инновации
Задачи:
• нормативно-правовое и организационно-содержательное обоснование реализации проекта «Школьный дендрологический парк как средство воспитания экологической культуры»;
• привлечение обучающихся к решению актуальных экологических проблем и к практической природоохранной деятельности, формирование экологической культуры населения;
• поддержка социального партнерства с администрацией района при проведении природоохранных мероприятий;
• расширение методической сети образовательных организаций для апробации и обмена опытом в сфере организации практико-ориентированной природоохранной деятельности обучающихся, формирование технологического пакета для активного тиражирования;
• развитие системы повышения уровня профессиональной компетентности персонала (педагогического и административного) через сетевое взаимодействие и дистанционные технологии, расширение возможностей для обобщения и тиражирования педагогического и управленческого опыта.

3. Целевая аудитория
Обучающиеся, педагоги, родители, жители села.

4. Описание сути инновации
Необходимость разработки и внедрения данного проекта объясняется выявленными противоречиями между потребностью общества в выпускнике с высоким уровнем экологической культуры и недостаточным уровнем практической деятельности образовательных организаций по ее формированию у обучающихся.
Указанные противоречия позволили определить цель инновационной деятельности по проекту: создать школьный дендрологический парк для организации практической природоохранной деятельности обучающихся, способствующей формированию экологической культуры. Наиболее эффективный путь к повышению качества экологического образования - увеличение практической природоохранной деятельности обучающихся в учебном и воспитательном процессе образовательной организации. Концептуальная новизна данного инновационного проекта состоит в том, что при всём многообразии имеющихся систем экологического образования, предлагается разработка комплексной системы, в основу которой будет положена практическая экология, что позволит повысить уровень экологической культуры и мотивацию на достижение высоких образовательных результатов через практико-ориентированную, исследовательскую, опытническую деятельность, а также поможет выстроить индивидуальный образовательный маршрут каждого обучающегося.
Данный проект по созданию дендрологического парка на пришкольном участке позволит не только сформировать определенный объем знаний по экологии, но и будет способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе. Опыт показывает, что именно активные практико-ориентированные формы и методы работы могут повысить уровень экологической культуры: экскурсии на природе, работа в оранжерее и на опытных участках, исследовательская и проектная деятельность, сетевое взаимодействие.
Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания обучающихся, очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, районе. Такой материал можно взять из Государственного доклада о состоянии окружающей среды, использовать данные администрации района. А можно такие данные добывать и самим, используя ресурсы школьного дендрологического парка. Это особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
Исследовательский характер работы способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.
В дендрологическом парке предполагается создание разнообразных отделов. Каждый отдел можно использовать для проведения уроков, внеурочных занятий, экскурсий (целесообразно проводить экскурсии в одних и тех же местах в разное время года, для того чтобы дети могли заметить сезонные природные изменения), исследовательской и проектной деятельности обучающихся, семинаров, полевых занятий. В ходе полевых занятий создаются условия не только для углубления, но и для конкретизации, применения на практике получаемых на уроках предметных знаний и умений школьников. Причём занятия можно проводить с детьми всех возрастных групп. Возможность проведения занятий и мероприятий не только для учащихся нашей школы, но и школ регионов России, в том числе в дистанционном режиме, тем более в лицее уже имеется опыт организации виртуальных экскурсий.
Реализация проекта позволит: создать условия для повышения качества экологического образования в МБОУ лицей с.Долгоруково и других образовательных организациях, включенных в методическую сеть, профессиональной компетентности и эффективности труда педагогов по формированию экологической культуры; внести вклад в разработку рекомендаций по реализации практико-ориентированной природоохранной деятельности обучающихся, используя ресурсы дендрологического парка, оранжереи, опытного пришкольного участка, школьного двора в массовой практике; повысить компетентность педагогов в вопросах организации опытнической, экспериментальной, проектной и исследовательской деятельности обучающихся; обеспечить широкое тиражирование опыта создания эффективной комплексной практико-ориентированной системы школьного экологического образования; проводить экологическое просвещение, тиражировать опыт ландшафтного дизайна, прививать эстетический вкус, воспитывать трудолюбие, формировать навыки здорового образа жизни; улучшить экологическое состояние прилегающей к школе территории и здоровье населения села.

5. Мероприятия по внедрению / распространению инновации
1). Утверждение плана-графика проведения вебинаров и семинаров для целевых групп из разных субъектов РФ по следующим тематическим направлениям: «Проектно-исследовательская деятельность в дисциплинах естественнонаучного цикла для формирования экологической компетентности и социализации школьников»; «Создание экологических проектов через внеурочную деятельность и систему дополнительного образования»; «Разработка виртуальных экскурсий по экологической тропе и дендрологическому парку»; «Организация опытнической работы в дендрологическом парке и оранжереи».
2). Подготовка и тиражирование программно-методических материалов, предложений по реализации эффективной системы экологического образования практико-ориентированной направленности:
а) технологический пакет «Школьный дендрологический парк как средство воспитания экологической культуры»;
б) методические рекомендации по созданию школьного дендрологического парка;
в) видеоролик «Система экологического воспитания в МБОУ лицей с.Долгоруково», отражающий ход и результаты реализации инновационного проекта, демонстрирующий достижение результатов, запланированных в проекте.
3). Создание открытой авторской методической образовательной федеральной сети по теме «Школьный дендрологический парк как средство воспитания экологической культуры» инновационной тематической направленности для отработки и тиражирования продуктов инновационной деятельности.

6. Ссылки на электронные ресурсы
https://www.конкурсшкол.рф/methodical-network/id/get/411
http://school.oudolgorukovo.ru/content/shkolnyy-dendrologicheskiy-park-kak-sredstvo-vospitaniya-ekologicheskoy-kultury

Количество голосов: 0

Полезно