ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ И ПРОГРАММЫ

ДЛЯ ОБНОВЛЕНИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ И СОЗДАНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ

Логин:

Пароль:

От грамотного читателя – к компетентному исследователю

МБОУ г. Мурманска «Гимназия № 8» Конвертировать в Word

картинка к новости

2. Задачи, решаемые посредством внедрения инновации

Основной целью инновационного проекта является повышение статуса чтения, формирование у обучающихся навыков функционального чтения, высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров, популяризацию семейного чтения, в том числе на базе гимназического информационно-библиотечного центра, развитие общей культурной и исследовательской компетентности всех целевых групп проекта.
Приоритетными задачами проекта являются:
1. Разработка нормативного и организация материально-технического, информационного, финансового, кадрового обеспечения реализации инновационного проекта.
2. Обеспечение достижения перспективных среднесрочных и долгосрочных результатов проекта и устойчивое воспроизводство этих результатов в образовательной организации для системной поддержки детского и юношеского чтения.
3. Организация сетевого взаимодействия по использованию и распространению опыта реализации инновационного проекта в рамках методической сети.
4. Обеспечение мероприятий по диссеминации опыта инновационной деятельности на муниципальном, региональном, федеральном уровне.

3. Целевая аудитория

Программа инновационной деятельности «От грамотного читателя – к компетентному исследователю» включает в себя 5 тематических модулей, для каждого из которых были определены свои целевые группы:
Модуль 1. Искусство быть читателем (организация внеурочной деятельности в рамках проекта). Целевые группы: обучающиеся гимназии, обучающиеся других образовательных организаций г. Мурманска.
Модуль 2. Семью сплотить сумеет мудрость книг (популяризация семейного чтения). Целевые группы: обучающиеся гимназии, их родители.
Модуль 3. От обучения чтению - к чтению для обучения (развитие навыков функционального чтения). Целевые группы: обучающиеся гимназии.
Модуль 4. Открываем мир профессий (система мероприятий по повышению читательской грамотности с привлечением Мурманского морского торгового порта и Мурманского арктического государственного университета как ключевых социальных партнеров). Целевые группы: обучающиеся гимназии.
Модуль 5. «Библиотекарь – библиотекарю» (распространение усовершенствованных технологий обучения и воспитания в рамках направления «Поддержка детского и юношеского чтения» с использованием сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями). Целевые группы: педагоги-библиотекари, библиотекари образовательных организаций, детско-юношеских библиотек города, региона.

4. Описание сути инновации

Инновационный проект «От грамотного читателя – к компетентному исследователю» предполагает систему взаимосвязанных мероприятий:
1. Создание нормативных правовых и организационно-методических условий системной инновационной деятельности (разработка и принятие локальных актов, регламентирующих организационную работу, контрольно-аналитическую деятельность, реализацию сетевого взаимодействия, научно-методическую подготовку педагогических кадров).
2. Реализацию мероприятий программы «От грамотного читателя – к компетентному исследователю» по каждому из 5 модулей.
Модуль 1. Искусство быть читателем (организация внеурочной деятельности в рамках проекта, организация межшкольных ассоциаций по направлению поддержки детского и юношеского чтения). Цель: популяризация книги, детского и юношеского чтения через комплексные массовые формы работы. Целевые группы: обучающиеся гимназии, обучающиеся других образовательных организаций г. Мурманска. Проблемы целевых групп: снижение интереса к чтению художественной, познавательной, научно-популярной литературы у обучающихся, недостаточный уровень сформированности навыков смыслового и функционального чтения.
Ожидаемые результаты: повышение уровня мотивации чтения школьников, совершенствование культуры чтения школьников, приобщение к мировому культурному наследию, привлечение обучающихся других образовательных организаций города к участию в мероприятиях на базе информационно-библиотечного центра гимназии (далее - ИБЦ).
Формы работы:
- организация муниципального фестиваля для младших школьников «Радуга талантов». Фестиваль ежегодно проводится в гимназии, начиная с 2010 г. К участию в Фестивале приглашаются ученики начальной школы всех образовательных организаций города. В феврале 2018 г. в Фестивале приняли участие более 400 человек из 38 образовательных организаций г. Мурманска. Организовано взаимодействие участников Фестиваля в социальных сетях. Фестиваль проводится по 4 номинациям: «Магия слова» - выразительное чтение художественных внепрограммных произведений, «Волшебный мир театра» - постановка фрагмента из произведения писателя-юбиляра, «Разноцветные фантазии» - конкурс иллюстраций к книгам-юбилярам, «Первые шаги в науку» - конкурс исследовательских работ;
- реализация курса внеурочной деятельности «Час чтения»;
- реализация гимназического проекта «50 книг, которые я советую прочитать» (составление списков книг, рекомендованных для прочтения школьниками, родителями, учителями);
- создание зоны «интерактивного чтения» (баннеры с QR-кодами книг из списка «50 книг, которые я советую прочитать»);
- создание уголка буккроссинга в гимназии;
- выпуск сюжетов для гимназических теленовостей в пресс-центре на базе ИБЦ, посвященных писателям-юбилярам, книгам-юбилярам, книгам, вошедшим в гимназический список «50 книг, которые я советую прочитать»;
- радиоперемены «Читаем вслух»;
- гимназические конкурсы «Самый активный читатель», «Самый читающий класс»;
- школьный этап конкурса «Живая классика»;
- фестиваль летнего чтения (акция «Я прочитал и тебе советую», конкурс «Лучший читатель», анализ дневников летнего чтения);
- организация тематических выставок в ИБЦ гимназии;
- ежедневные «Литературные перемены» для начальной школы (все классы по очереди приходят на переменах в библиотеку, библиотекарь проводит беседы о книгах, не включенных в программу по литературному чтению); - кейс-чемпионат для 9 - 11 классов, посвященный проблеме продвижения детского и юношеского чтения. Модуль 2. Семью сплотить сумеет мудрость книг.
Цель: популяризация семейного чтения как основы творческой и познавательной активности детей, их нравственного воспитания и эмоционального развития.
Целевые группы: обучающиеся гимназии, их родители.
Проблемы целевых групп: снижение интереса к чтению в семьях, и, как следствие, у обучающихся гимназии. Ожидаемые результаты: привлечение родителей в школьную библиотеку, формирование традиций семейного чтения.
Формы работы:
- реализация гимназического проекта «50 книг, которые я советую прочитать» (модуль «Советуют родители»);
- проведение консультаций для родителей; открытых занятий по курсу «Час чтения»; читательских конференций «Читаем всей семьей»;
- акции «Дерево книжных предпочтений» (Любимые книги родителей в детстве); «Папа, мама, я – читающая семья».
Модуль 3. От обучения чтению - к чтению для обучения.
Цель: развитие навыков функционального чтения.
Целевые группы: обучающиеся гимназии.
Ожидаемые результаты: свободное использование навыков чтения с целью поиска информации из источников на любых носителях (печатных, мультимедийных и цифровых) для решения конкретной задачи, выполнения определенного задания, проведения исследования или создания проекта.
Формы работы
- участие каждого ученика 5 - 9 классов в ежегодном фестивале проектов «Горизонт открытий»;
- гимназическая конференция исследовательских работ «Шаг в науку»;
- занятия научного общества гимназии;
- интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?» школьного, муниципального, регионального и всероссийского уровня;
- решение кейсов по актуальным вопросам в рамках школьного, регионального и федерального уровней Всероссийского кейс-чемпионата «Эврика» (10 - 11 классы);
- участие в научно-исследовательских мероприятиях школьной лиги РОСНАНО, Кванториума, программы Junior skills.
Модуль 4. Открываем мир профессий (система мероприятий по повышению читательской грамотности с привлечением Мурманского морского торгового порта и Мурманского арктического государственного университета как ключевых социальных партнеров).
Цель: профориентационная поддержка школьников во время выбора профессии. Создание условий для развития творческих способностей обучающихся, их личностного роста, профессионального самоопределения и самореализации через формирование ключевых компетенций, в том числе читательских и исследовательских. Целевые группы: обучающиеся гимназии.
Ожидаемые результаты:
- создание открытой информационной среды профориентационной работы, обеспечение информированности обучающихся о региональном рынке труда и перспективах экономического развития города и края;
- формирование читательских и исследовательских компетенций в рамках занятий по программам предпрофильной и профильной подготовки на базе МАГУ;
- повышение качества подготовки обучающихся, обеспечивающего их конкурентоспособность при поступлении в вузы;
- профессиональная ориентация на профессии, связанные с работой в градообразующих предприятиях г. Мурманска;
Формы работы:
- занятия с преподавателями Мурманского арктического государственного университета по программам предпрофильной и профильной подготовки, в том числе в библиотеке МАГУ, лабораториях МАГУ и ММТП; архиве ММТП;
- работа с архивными и музейными документами ММТП в рамках проекта «Книга памяти», посвященной работникам порта в годы Великой Отечественной войны;
- тематические выставки в ИБЦ гимназии;
- выпуск гимназической телепередачи в пресс-центре на базе ИБЦ «Атлас профессий», каждый сюжет которой посвящен определенной профессии, в том числе - связанной с Мурманским морским торговым портом.
- цикл встреч с сотрудниками Мурманского морского торгового порта, других предприятий города и области.
Модуль 5. «Библиотекарь – библиотекарю» (распространение усовершенствованных технологий обучения и воспитания в рамках направления «Поддержка детского и юношеского чтения» с использованием сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями).
Цель: создание и методическое сопровождение информационно-библиотечной сети образовательных организаций для обеспечения информационно-образовательных потребностей на основе использования информационных технологий.
Целевые группы: педагоги-библиотекари, библиотекари образовательных организаций, детско-юношеских библиотек города, региона.
Проблемы целевых групп: отсутствие механизмов сетевого взаимодействия по направлению поддержки детского чтения.
Ожидаемые результаты: создание методической сети педагогов-библиотекарей, основанной на кластерной структуре взаимодействия.
Формы работы:
- сетевая поддержка образовательного процесса;
- совместные он-лайн проекты участников сети;
- семинары и вебинары по обмену опытом.
3. Повышение квалификации педагогических работников, участвующих в реализации инновационного проекта.

5. Мероприятия по внедрению / распространению инновации

В октябре – декабре 2018 г. проведены мероприятия по диссеминации опыта инновационной деятельности по поддержке детского и юношеского чтения среди образовательных организаций муниципального, регионального, федерального уровня. Были проведены вебинары по темам:
- «Роль школьного информационно-библиотечного центра в системе работы по поддержке детского и юношеского чтения»;
- «Формирование навыков смыслового чтения на уроках и во внеурочной деятельности»;
- «Опыт реализации курса внеурочной деятельности «Час чтения»;
- «Семейное чтение: школа сотрудничества детей и родителей» (из опыта работы с родителями по поддержке детского чтения);
Кроме проведенных вебинаров, МБОУ «Гимназия №8» г. Мурманска представляла опыт реализации инновационного проекта «От грамотного читателя – к компетентному исследователю» на разных уровнях.
Директор гимназии Дзюба О. А. 8 – 9 октября 2018 г. приняла участие во Всероссийском съезде организаций, реализующих инновационные проекты и программы для обновления существующих и создания новых технологий и содержания обучения и воспитания, на котором представила опыт реализации инновационного проекта «От грамотного читателя – к компетентному исследователю».
26 октября 2018 г. на базе гимназии состоялся региональный семинар по теме «Школьная библиотека: формирование инфраструктуры чтения», в котором приняли участие 76 директоров, заместителей директоров, педагогов-библиотекарей. В работе семинара приняли участие директор гимназии Дзюба О. А. (тема выступления – «Инновационная деятельность МБОУ г. Мурманска «Гимназия № 8» по направлению «Поддержка детского и юношеского чтения») и педагог-библиотекарь гимназии Филипович С. Н. (тема выступления – «Современный школьный информационно-библиотечный центр: взаимодействие без границ»).
10 декабря 2018 г. Дзюба О. А. представила опыт реализации инновационного проекта в вебинаре «О сетевом взаимодействии и развитии школьных информационно-библиотечных центров Мурманской области», организованном ГАУДПО МО «Институт развития образования».
На 2019 г. запланирован ряд мероприятий, направленных на диссеминацию опыта реализации инновационного проекта, в числе которых расширение сетевого взаимодействия за счет привлечения организаций-участников сети к проводимым мероприятиям, сетевые конкурсы для обучающихся, посвященные писателям-юбилярам, вебинары по темам «Информационно-библиотечный центр как основа социокультурного пространства гимназии» и «Смысловое чтение и работа с текстом на школьных предметах физико-математического и естественнонаучного цикла».

6. Ссылки на электронные ресурсы

В рамках реализации инновационного проекта «От грамотного читателя – к компетентному исследователю» была создана методическая сеть на сайте конкурсшкол.рф Адрес сети - https://конкурсшкол.рф/methodical-network/id/get/258
Ссылка на видеоролик, отражающий реализацию инновационного проекта:
https://cloud.mail.ru/public/G4hC/LJSyEgaEr
Содержание видеоролика раскрывает ход и результаты реализации инновационного проекта «От грамотного читателя – к компетентному исследователю», наглядно демонстрирует достижение показателей результативности, запланированных гимназией.
Реализация инновационного проекта «От грамотного читателя – к компетентному исследователю» регулярно освещается в средствах массовой информации. Телекомпания «Арктик-ТВ» сняла документальный фильм (20 мин.) о работе гимназического информационно-библиотечного центра. Ссылка на фильм - https://арктик-тв.рф/tv-novosti/gimnazicheskie-vesti-dokumentalnyy-film-0

Количество голосов: 0

Полезно